Помимо шин от известных премиальных брендов, чье участие в ключевых тестах сезона считается обязательным, на рынке доступны также менее дорогие покрышки, многие из которых при этом выпускаются теми же крупными производителями. В новом тесте финского журнала Moottori собраны как раз подобные модели, и, к примеру, бренд Dayton принадлежит японской Bridgestone, а марка Semperit – немецкой Continental. Кроме этого, шины Kleber разрабатывали инженеры Michelin, тогда как за польским брендом Debica стоит американский гигант Goodyear. Ну, а про происхождение финского бренда Nordman, вероятно, и говорить ничего не нужно.
Шины этой категории привлекательны еще и тем, что очень часто они представляют собой переименованные модели от основных брендов своих производителей, которые получили вторую жизнь в менее высоком ценовом сегменте. При этом стоит помнить, что они, скорее всего, не будут идентичны тем шинам под громкими именами, которые в свое время лидировали в тестах, поскольку и резиновые смеси, и внутренняя структура могут претерпеть серьезные изменения для снижения стоимости производства.
Помимо брендов второй линии, в тесте также представлены шины среднего ценового сегмента еще от трех производителей - американской Cooper, тайваньской Maxxis и японской Sumitomo. Все они входят в число крупнейших шинных компаний мира, а для японцев это будет дебют в европейских тестах их марки Sumitomo, что представляет особый интерес.
Все шины были куплены в онлайне по цене от 60 до 80 евро, и в Moottori отметили, что в продаже доступны и еще более бюджетные варианты, но было решено не брать на тесты самую дешевую резину и «сконцентрироваться на шинах, теоретически способных обеспечить приемлемый уровень безопасности».
На сухом асфальте эксперты сразу же выявили серьезные отличия между шинами в плане управляемости, особенно в экстренных ситуациях и при резком торможении. В испытаниях на управляемость система контроля устойчивости была полностью деактивирована, чтобы в полной мере проанализировать разницу в поведении шин на больших скоростях. Температура во время проведения тестов варьировалась от 23 до 28 градусов.
Самые высокие оценки получили Kleber и Nordman. Первые шины порадовали тем, что могут очень хорошо удерживаться на траектории во время скоростных маневров, тогда как Nordman тоже ведут себя очень уверенно и при этом также показали хороший результат в дисциплине «переставка». Semperit немного отстали от лидеров, но нужно сказать, что шины очень точно и быстро откликаются на повороты руля, а также приемлемо справляются с резкими маневрами. В то же время по боковой устойчивости они уступают Nordman.
Шины Maxxis в большинстве дисциплин показывали ровные средние результаты, но когда дело дошло до быстрого объезда препятствия, они стали вторыми с конца. В остальном у шин нейтральное поведение, хотя точность реакций на повороты руля могла бы быть и лучше.
Sumitomo тоже не очень хорошо справляются с экстренными маневрами, но в остальном эти шины вплотную приблизились к лучшим из конкурентов. Совсем немного от них отстали Dayton, которые ведут себя нестабильно и могут переходить от недостаточной поворачиваемости к избыточной. Оценка Debica была ухудшена из-за того, что в экстренной ситуации они могут потерять сцепление, и по этой же причине на последнюю строчку опустились Cooper. У шин американского бренда худшая боковая устойчивость, а при торможении двигателем – когда передок автомобиля с передним приводом поднимается – внезапно проявляется избыточная поворачиваемость.
Тесты на управляемость на мокром покрытии проводились при температуре 21-23 градуса, и на этот раз первые места достались Debica и Nordman, которые предсказуемо ведут себя на пределе сцепления и в любой ситуации не преподносят водителю неприятных сюрпризов. Далее следуют Maxxis и Semperit, у которых более вялые реакции на повороты руля и которые могут слишком резко потерять сцепление.
Cooper и Sumitomo не смогли продемонстрировать действительно высокий уровень сцепления на мокрой поверхности, а у Kleber все даже хуже, поскольку они обладают явной склонностью к заносам. Наконец, Dayton переходят от недостаточной поврачиваемости к избыточной, и в целом на них нужно соблюдать повышенную осторожность.
Устойчивость к аквапланированию является одной из важнейших характеристик летних шин, и лучшими по этому параметру стали Semperit и Nordman.
В плане экономичности лучшими стали шины Maxxis. Для наглядности скажем, что если расход топлива на Maxxis будет составлять 7л/100км, то при переходе на Cooper, он вырастет на 0,2л/100км.
Лучший высокий акустический комфорт обеспечивают шины Cooper, а вот Nordman, которые очень хорошо выступили в других дисциплинах, оказались самыми шумными в тесте. Шум измерялся на скорости 50 км/ч, микрофон был установлен в центре салона.
Испытания показали, что три шины из протестированных вполне могут быть рекомендованы к покупке, несмотря на то, что они не принадлежат к премиальному сегменту. Главным сюрпризом стали очень хорошие результаты Maxxis, которые недавно также попали на подиум по итогам тестов Auto Zeitung. Как правило, шины из Азии уже могут соперничать с западными конкурентами на сухом покрытии, но при этом явно отстают от них на мокрой поверхности. В случае с Maxxis этого не произошло, и это говорит о том, что у бренда отличные перспективы в Европе.
Для сравнения Moottori также протестировал шины премиум-класса – Nokian Hakka Blue 2 – и испытания подтвердили, что разница никуда не делась. Стоит лишь сказать, что тормозной путь Nokian на мокром покрытии был на целых два метра короче, чем у лучших из шин среднего сегмента. При этом эксперты отметили, что Nordman от той же компании хотя и не могут по понятным причинам угнаться за шинами под флагманским брендом, ведут себя во многом похоже и не оказывают существенного негативного влияния на управляемость, поэтому шины от марок второго эшелона вполне достойны внимания.