Нужны ли электромобилям специальные шины? Этот вопрос активно обсуждается в последние годы, и ответы разнятся в зависимости от того, кого вы об этом спрашиваете. Одни производители шин выступают за специальные шины для электромобилей, другие - нет. Такая неопределённость вызывает замешательство среди потребителей. Как же обстоят дела на самом деле?
В тесте летних шин 2025 года журналисты шведского журнала Vi Bilägare сосредоточились на размере 235/55R19, который используются во многих популярных моделях кроссоверов и внедорожников, как с ДВС, так и гибридным или электрическим приводом.
Представляем участниц этого теста:
- Continental PremiumContact 7;
- Goodyear Eagle F1 Asymmetric 6;
- Hifly Vigorous HP801;
- Michelin Pilot Sport 4 SUV;
- Nokian Hakka Black 3;
- Pirelli Scorpion;
- экошины, адаптированные для Volkswagen;
- экошины, адаптированные для Volvo.
В качестве тестового автомобиля был выбран электрический Kia EV6 с большой батареей. После этого журналисты опросили производителей шин: какие шины они порекомендовали бы владельцам этой модели? Неожиданно ответ был единодушным. Все порекомендовали свои обычные стандартные продукты, как лучший выбор для потребителей. Никто не предложил специальные шины для электромобилей.
Среди шин с большим посадочным диаметром доминирует так называемый сегмент Ultra High Performance (UHP) - сверхпроизводительные шины, которые обычно обеспечивают лучшее сцепление, но имеют меньший срок службы. Именно такие шины и рекомендовали производители, за исключением Pirelli, которая предложила высокопроизводительные шины категории High Performance (HP), обеспечивающие более высокий комфорт и больший срок службы.
К сожалению, эксперты Vi Bilägare не смогли протестировать шины на стойкость к износу, но показатель износостойкости (Treadwear), указанный на боковине шин, даёт теоретическое представление о сроке службы.
На вопрос, почему производители рекомендуют обычные шины, несмотря на наличие специальных шин для электромобилей, был получен ответ, что эти специальные шины предназначены для автопроизводителей и обычно не предлагаются частным потребителям. Например, Michelin прекращает маркетинг и продажу модели Pilot Sport EV через свои официальные каналы для частных клиентов.
Однако в крупных интернет-магазинах можно найти шины, адаптированные для определенных автомобильных брендов, которые часто устанавливаются на новые автомобили с завода. Это вызвало любопытство у автожурналистов из Vi Bilägare. Чем отличаются шины, устанавливаемые на заводе, от обычных шин без такой маркировки?
Чтобы выяснить это, они купили два комплекта шин, заявленных как адаптированные для конкретных марок - Volkswagen и Volvo. Казалось бы, такие шины должно внушать доверие владельцам автомобилей этих брендов, но, к сожалению, это доверие обманчиво.
Очевидно, когда автопроизводители определяют желаемые характеристики заводских шин, они готовы пожертвовать значительной долей безопасности ради снижения энергопотребления. Гонка за большим запасом хода и снижением риска экологических штрафов сегодня является приоритетом для автопроизводителей. Сцепление с дорогой отходит на второй план. И в этом тесте мы увидим, что специальные шины обеспечивают лишь несколько дополнительных километров перед следующей зарядкой, но ценой этого становится аквапланирование, которое начинается уже при скорости на 10 км/ч ниже нормы.
В редакции Vi Bilägare решили не называть конкретные марки модели адаптированных для Volkswagen и Volvo шин, поскольку их характеристики продиктованы не производителями шин, а требованиями автопроизводителей. Именно автоконцерны должны нести ответственность за эффективность работы этих шин.
Примечательно и то, что шины для Volkswagen и Volvo адаптированы под конкретные модели автомобилей, а эксперты из шведского издания тестировали их на Kia. Поэтому к оценке поведения этих шин на дороге стоит относиться с долей скепсиса. Однако такие параметры, как тормозной путь и склонность к аквапланированию, не зависят от марки автомобиля. Именно эти аспекты безопасности вызывают у тестировщиков наибольшую тревогу.
Общий результат шин, рекомендованных Volkswagen и Volvo для оснащения своих автомобилей, в этом тесте оказался постыдно близок к бюджетным шинам - и это серьёзный провал в выборе, сделанном автопроизводителями.
Подводя же итоги, можно утверждать однозначно: базовые требования к шинам должны быть одинаковыми, независимо от типа трансмиссии. Шины под вашим автомобилем - это часть вашей страховки безопасности на дороге. И тип топлива здесь ничего не меняет.
Победителем этого теста стала та же модель, что выиграла в предыдущем тесте шин для SUV (тогда с дизельным автомобилем). Однако новое тестирование с электромобилем выявило важный нюанс: с ростом массы машины разница в поведении шин в экстренной ситуации становится ещё заметнее.
Бюджетная шина из этого теста полностью провалилась в испытаниях на экстренный объезд препятствия, не сумев удержать тяжёлый автомобиль на траектории. Вывод: чем больше вес и мощнее двигатель - тем критичнее выбирать шины с приоритетом на безопасность.
В этом году тест завершился с рекордным равенством: две модели набрали одинаковую сумму баллов. Победа присуждена той, что показала лучшие результаты в дисциплинах, связанных с безопасностью.
Добавим, тестирование проводилось в течение недели в начале ноября 2024 года на испытательном полигоне под Мадридом (Испания). Погода была необычно холодной. Заезды проходили через неделю после крупного природного катаклизма в Валенсии, при температурах около +10°C, более типичных для скандинавской осени.
Все тесты начинались и заканчивались испытанием эталонной шины, которая также при необходимости использовалась между тестами других моделей. Результаты корректировались с учётом влияния погодных условий на показатели эталонной шины. Основные тесты выполнялись на Kia EV6, а устойчивость к аквапланированию и расход энергии измерялись на Tesla Model Y. Указанные цены - средние по нескольким онлайн-магазинам шин.
ИТОГИ
РЕЗЮМЕ
Экономия или безопасность? Что важнее? Трудный выбор, особенно с более дорогими шинами большого посадочного диаметра. У автопроизводителей сегодня такие же муки совести. Укажете в брошюре более высокие показатели CO2 или меньший запас хода - и клиент может выбрать другую машину. А если автопроизводитель не выполнит требования ЕС по выбросам, его ждут штрафы в миллионы. На кону многое. Но вы, как покупатель шин, должны делать другой выбор, чем автопроизводитель. Откажитесь от шин, специфичных для данной марки автомобиля. Шины, занявшие в этом тесте места с первого по пятое, действительно хорошие, надежные и безопасные. Nokian набрала столько же баллов, сколько Michelin, но эксперты Vi Bilägare ставят безопасность выше комфорта, и поэтому победителем теста объявляется Michelin.
Auto Bild Sportscars: тестируем летнюю резину 245/35R20 и 295/30R20 (2025)
Motor: тестируем летнюю резину 205/55R16 (2025)