наши традиционные шинные тесты, которые мы проводим на двух полигонах в Финляндии два раза в год, зимой и осенью, обычно проходят во вполне предсказуемом режиме. Есть "элита" - мощные бренды, которые дерутся за подиум, и их не испугаешь ничем: ни запредельными морозами Лапландии, ни аномально жарким летом юга Финляндии этой осенью. Есть "нормальные пацаны" - бренды попроще, постоянно экспериментирующие с составом шин и соответственно с их характеристиками. Из-за чего любая из моделей может резко "взлететь" на зимних испытаниях и так же резко "приземлиться" осенью. И наоборот.
А еще есть "некто" - бренды, от которых вообще непонятно чего ожидать. В этой категории "пропагандируются" те же ценности, но на результат опасно делать крупные ставки - "косячат" все непредсказуемо, никогда не угадаешь, кто чем удивит. В этот раз очень сильно удивила "китайщина" - никак иначе мы эту шину не называли. Подробности - ниже.
Для сравнения были выбраны относительно недорогие шины категории SUV, цена которых на момент покупки (осень-2017) колебалась в пределах 100-165 рублей. Размерность шин - 215/65 R16, все испытания проводились на кроссовере VW Tiguan.
Испытания, как уже сказано выше, состоят из двух разнесенных по времени циклов: зимой в Лапландии проходит тестирование на ледяных и снежных трассах, осенью на юге Финляндии - на сухом и мокром асфальте. Кстати, в этом году нам очень повезло с погодой: на севере была вполне комфортная температура на уровне -8..12°С, на юге - порядка +5..7°С, что вполне соответствует обычной белорусской зиме, традиционно чередующей заморозки и оттепели и лишь изредка "радующей" аномальными морозами.
Дисциплины, в которых "соревнуются" шины, не меняются уже много лет. Зимой мы сравниваем их показатели в торможении и разгоне на льду и снегу, управляемости на льду и снегу, ледяной круг для замера поперечного сцепления, замеряем время подъема на снежный холм для оценки "зацепа" на больших скоростях и гоняем машины по снежным и ледяным трассам для оценки управляемости. В каждом упражнении используется профессиональная измерительная аппаратура, а в промежутках между заездами перед каждым комплектом шин с помощью специальной техники трасса восстанавливается до первоначального состояния.
На летнем полигоне те же шины проходят испытания на сухом и мокром асфальте: разгон, торможение, управляемость, сопротивление качению. Чтобы избежать сильного износа, сначала проходят "мокрые" испытания, затем - на сухом асфальте.
Ну а теперь можем перейти к "персоналиям". Традиционно в наших тестах очень сильно достается "Белшине" - шутка про то, что последнее место забронировано за ней, в нашей среде уже давно перестала быть смешной. Однако сам завод результаты испытаний воспринимает как "лоббизм" и не стесняется использовать свой ресурс для борьбы с "инакомыслием". Вдобавок к этому белорусские шины появляются в продаже гораздо позже релиза (а мы всегда покупаем все шины для испытаний в розничной сети), поэтому в 2018 году последнее место оказалось вакантно…
Но недолго: шину китайского бренда Goodride (модель SW608) мы сразу прозвали "Гудбай". Торможение на льду - последнее место, разгон на льду - последнее место, поперечное сцепление на ледяном круге - последнее место, управляемость на льду - последнее место, торможение на снегу - последнее место, разгон на снегу - последнее место, управляемость на снегу - последнее место…
"Это точно зимняя шина?" - пошутил я на полигоне в Лапландии зимой, а осенью почувствовал себя почти пророком: в летних тестах Gooride оказался вполне себе середнячком. Вместо него "антифаворитами" выступили Cordiant, что предсказуемо, и, как ни странно, Yokohama - модели Winter Drive и IceGuard 50 Plus соответственно разделили "антиподиум" на двоих. Российская шина выступила хуже всех в торможении, управляемости и сопротивлении качению, а Yokohama российского же производства удивила на "мокрых" испытаниях - торможении и управляемости.
Не все просто оказалось в этот раз и с остальными испытуемыми. Во-первых, заказав шины в розничной сети, мы никак не ожидали, что "Кама-515", сделанная под ошиповку, придет уже с шипами от дилера. Да, все знают о российской традиции продавать все товары "с допами", но не до такой же степени… Впрочем, не выбрасывать же из-за этого шины из теста, и благодаря такой "нестыковке" мы получили шанс узнать, могут ли ошипованные дилером бюджетные шины соперничать с фрикционными покрышками. Ответ: не могут, поскольку даже на шипах "Кама" смогла стать лучшей только в разгоне на льду, а в остальном проявила себя посредственным середнячком.
Во-вторых, откровенным сюрпризом стал провал все той же Yokohama - она приятно удивила на ледяном круге и в целом неплохо держалась во время испытаний в Лапландии, но откровенно разочаровала в осенней сессии. И именно благодаря такой нестабильности в итоговом рейтинге ее смогли обойти Sava и Tigar. В итоговой таблице вы сможете увидеть, что после зимних испытаний Yokohama была второй, а после летних - уже пятой!
Примерно та же история случилась с "Камой" - с четвертого места она скатилась на шестое. А вот Sava и Tigar, наоборот, проявили себя середнячками на зимней сессии, зато очень хорошо выступили на осенней, благодаря чему смогли занять второе и третье места. Ну а от Barum и General никто чуда не ожидал, поэтому их 7-е и 8-е места соответственно никакой сенсации не составляют.