24.04.2025
Шинный производитель Ikon Tyres совместно с компанией СИБУР провел первые полигонные испытания шин, в составе которых используется новый функционализированный синтетический каучук ДССК-615.
Для испытаний в зимних условиях была выбрана фрикционная шина Ikon Autograph Snow 3. Если в шипованной шине высокую роль в сцеплении играют шипы противоскольжения, то фрикционная позволяет оценить влияние новых компонентов в резиновой смеси протектора на уровень сцепления и управляемости автомобиля на льду и снегу.
Испытания прошли на прошли на естественном льду — на поверхности замерзшего озера пол Нижневартовском в Ханты-Мансийском автономном округе, где оценивались такие параметры, как эффективность разгона и торможения, а также скоростное маневрирование. Техническое сопровождение испытаний обеспечило газотранспортное предприятие «Запсибтрансгаз», организовав стабильное функционирование необходимой инфраструктуры в условиях сурового северного климата.
Тестирование в реальных погодных условиях запустило процесс сбора информации о влиянии функционализированного каучука на эксплуатационные характеристики шин. Перед внедрением в серийное производство нового материала предстоит длительный цикл лабораторных, стендовых, полигонных и, наконец, ресурсных тестов, которые позволят оценить поведение шин при различных дорожных и погодных условиях. Только такая комплексная работа способна подтвердить сохранение высокого качества шин, произведенных с применением нового материала.
«Эти испытания – результат совместной работы научных центров Ikon Tyres Группы «Татнефть» и СИБУРа. Только сложная многоэтапная исследовательская работа — от лабораторных тестов до реальных испытаний в различных климатических условиях — формируют итоговое решение об использовании того или иного материала», — отметил Владимир Барвинок, директор по развитию продукта Ikon Tyres.
Функционализированный бутадиен-стирольный каучук ДССК-615, разработанный специалистами СИБУРа, призван не только обеспечить шинам высокие эксплуатационные качества, но и заменить импортные аналоги, ранее поставлявшиеся из Германии, Японии и Южной Кореи. В текущих геополитических условиях создание отечественной альтернативы стало критически важной задачей для отрасли, отмечают в СИБУРе.
Разработка и производство современных полимеров стали возможными благодаря глубокому химическому переделу углеводородного сырья, переработанного из попутного нефтяного газа (ПНГ) на заводах «СибурТюменьГаза» в Западной Сибири. Такой подход, как говорят в компании, иллюстрирует ключевую роль интеграции нефтегазовой и шинной промышленности в развитии устойчивой, независимой экономики страны.
«Испытание новой марки каучука, разработанной в партнерстве с компанией «Татнефть», стало очередным этапом успешной реализации программы импортозамещения синтетических каучуков. Совместными усилиями удалось достичь уровня локализации в 99%. Следующий этап — замена дорогостоящего натурального каучука, поставки которого полностью зависят от стран Юго-Восточной Азии», — подчеркнул Анатолий Светликов, директор дивизиона «Транспорт» СИБУРа.
СИБУР входит в топ-10 производителей синтетических каучуков в мире, крупнейший в мире производитель изопренового и галобутилового каучуков. Компания имеет более 10 собственных научных центров. Ежегодно компания разрабатывает новые марки, чтобы удовлетворять спрос российских потребителей и замещать импортные полимеры. В 2024 году СИБУР разработал более 30 новых марок и рецептур базовых полимеров, с 2022 года – более 160. В том числе на предприятии в Нижнекамске были внедрены 16 новых марок, среди них: новые марки синтетических каучуков (ДССК 620/621) для производства более экономичных и эффективных шин (концепция «зеленой шины»); новая марка бутадиенового каучука СКД0-710 – улучшает сцепление покрышки с дорогой.
«Проект с Ikon Tyres демонстрирует, что российская промышленность способна к созданию высокотехнологичных продуктов, отвечающих мировым стандартам. Новые шины, протестированные на льду Югры, — это не просто результат технического прогресса, но и значительный вклад в национальную технологическую независимость», — подчеркивают в СИБУРе.