Когда менять летние покрышки на зимниюю резину
Лучше всего производить замену летних шин на зимний комплект, когда температура воздуха опуститься до показателя от +5 до +7 градусов. Такая погода наступает в средней полосе России приблизительно в конце октября. Очень часто это правило соблюдают автомобилисты, которые отдают предпочтение нешипованной резине. Владельцы шипованных колес обычно дожидаются выпадения первого снега. Нельзя сказать, что такое поведение является правильным. Наличие шипов на зимних колесах совершенно не влияет на свойства резины.
Безусловно, каждый решает самостоятельно, однако мы рекомендуем не затягивать с моментом замены. Октябрь является наиболее подходящим месяцем. Своевременная замена колес позволяет избежать длинных очередей в шиномонтаж и обезопасить себя от возникновения аварийных ситуаций, которые вызваны неожиданным увеличением тормозного пути. Это действительно произойдет внезапно, поскольку за лето водитель привыкает к определенной дистанции с момента нажатия на тормоз и до окончательной остановки.
Европейский и скандинавский вид зимних шин
Первая резина с элементами антискольжения появилась в начале ХХ века. С тех пор инженерные достижения в этой области значительно ушли вперед, и сегодня автомобильный рынок наполнен огромным количеством зимней резины разного вида. Каждый год производители стараются внедрять новые разработки, которые позволяют улучшить надежность, качество и срок службы шин.
Зимние шины традиционно подразделяются на два основных вида:
Европейский. Этот тип резины имеет диагональный рисунок протектора с целой сетью водоотводных каналов и специальными грунтозацепами, расположенными по краям. Также протектор шины европейского типа отличается большим количеством ламелей (длинные прорези). Они предназначены для очищения и сушения точки контакта шины с дорожным полотном. Ламели цепляются за дорогу и прекрасно отводят снег и воду, что значительно улучшает сцепление. Резина подобного типа чаще всего используется в странах с малоснежной и мокрой зимой (Южная и Центральная Европа). Шины отлично себя чувствуют на покрытии с грязью, однако лед им противопоказан. Ошиповка для этого вида резины в большинстве случаях не предусмотрена.
Скандинавский. Данный тип шин сильно распространен на отечественном пространстве и в северных регионах Европы. Резина имеет разреженный рисунок протектора с ромбовидными и прямоуголными шашечками. Расстояние между составными элементами протектора немного увеличено. Такая особенность позволяет шине продавливать снег или лед на дороге, а также легко очищаться от постоянно налипающей грязи. Скандинавская резина выполнена из более морозостойкого материала, чем европейская и лучше подходит для создания качественного сцепления на обледенелой или заснеженной дороге. Большинство производителей данного вида шин изначально снабжают их гнездами для встраивания шипов.
Сравнение характеристик шипованной и нешипованной резины
Не так давно ведущий мировой производитель шин компания Bridgestone провела собственное социологическое исследование, которое показало, что примерно 30% российских автолюбителей отдают предпочтение резине без шипов, а вот остальные 70% покупают шипованные комплекты. Это статистика всего отечественного рынка. Безусловно, в таких мегаполисах как Москва или Санкт-Петербург соотношение будет иметь совсем другой вид, поскольку в них зима теплее, а дороги качественно и оперативно очищают от снега. Скажем на Урале, где зимой выпадает большое количество снега, иногда чистят только основные магистрали, поэтому в таких условиях шипованная резина в приоритете у водителей. И все же насколько это правильно?
Множество экспертов без сомнений утверждают, что шипы на обледенелых и заснеженных дорогах очень полезны. При этом нешипованная резина может показаться более комфортной в использовании, однако шипы полностью себя оправдают на загородной дороге или трассе со слабой интенсивностью движения.
Плюсы и минусы шипованной резины
При быстрой и агрессивной езде по асфальту шипованная резина очень скоро изнашивается, а порой шипы просто вылетают из гнезд крепления. Также они разрушают дорожное полотно, стирают разметку, создают колеи и условия для гидропланирования, выбивают вредные вещества из асфальта, которыми впоследствии нам приходиться дышать. И все же необходимо отметить, что применение шипованных шин в значительной мере предотвращает появление гладкого льда на дорогах.
Для приверженцев агрессивного стиля вождения использование шипов может стать весьма дорогим удовольствием. Когда шипы вылетают из гнезда, они очень часто повреждают площадь всего колеса, поскольку выхватывают определенные части протектора. Резина становится непригодной и ее требуется как можно быстрее заменить. Дошиповка шин в данном случае является малоэффективным и сомнительным действием. Многие эксперты отмечают, что такая процедура попросту бесполезна. Обеспечить качественное крепление новых шипов в старых гнездах невозможно. Зачастую повторно установленные шипы вылетают значительно быстрее предыдущего комплекта.
Шипованная резина создает больше шума и увеличивает общую массу колес, что способствует росту потребления топлива автомобилем. Помимо этого такие шины требуют проведения регулярной балансировки, поскольку даже при самом бережном вождении шипы вылетают. Специалисты советуют проводить это действие не реже 2-3 раз за сезон, при этом общий срок эксплуатации шипованного комплекта составляет от 2 до 4 сезонов.
После приобретения шипованных шин необходимо будет провести обкатку колес и проехать примерно 500 км в спокойном режиме, придерживаясь скоростного ограничения в 70 км/ч. Далеко не все знают, что перед тем как снять шипованную резину и отложить ее на хранение, стоит пометить направление вращения. Это позволит в следующем году правильно установить шины, поскольку менять направление вращения эксперты не советуют. Для равномерного износа колес необходимо периодически менять местами резину передних и задних колес.
Плюсы и минусы резины без шипов
Если вы заранее знаете, что зима ожидается без резких скачков температур и будете в большей степени пользоваться очищенными трассами, тогда стоит подумать о выборе нешипованной зимней резины. Однако и здесь присутствует ряд определенных тонкостей. Резина без шипов комфортнее в использовании. Это особенно проявляется в период, когда снег еще не выпал и лед на дороге отсутствует. При этом данный тип шин очень хорошо себя чувствует на шершавом льду, который характерен для районов с повышенной влажностью.
Также в городском режиме на чистом асфальтовом покрытии эффективность обычной зимней резины выше на 5-10%, чем у аналогичного комплекта с шипами. Такую особенность объяснить очень просто. Наличие шипов уменьшает общую площадь соприкосновения шины с дорожным полотном, что соответственно увеличивает тормозной путь. При температуре близкой к нулю наилучшее сцепление с дорогой будет иметь резина с шипами. На более низких температурах качество сцепления простых зимних шин снижается значительно медленнее.
Выбирая определенный вид зимней резины, стоит учитывать несколько факторов:
При выборе любого типа шин, в первую очередь, каждый новый сезон необходимо начинать с осмотра степени их износа. Поскольку зимние шины производят из более мягкого материала, чем летние, они соответственно и быстрее изнашиваются. Резина подлежит обязательной замене, когда износ протектора достигает значения 1 мм. для грузовых машин и 1,6 мм. для легковых автомобилей. Остаточную высоту протектора могут измерить в любом автосервисе. В случае повреждения покрышки также рекомендуется выполнить замену шины. Появление грыжи на протекторе, отрывы бортов, сквозные пробои, расслоение каркаса и порезы несут особую опасность в зимний период.