фото
название
цена за шт
кол-во
сумма
Итого: 0 руб
(0 шт.)
0 руб
Доставка: 500 руб
Итог: 500 руб
Ваша корзина пуста!

Ваша корзина

товаров: шт.

сумма: р

оформить »

СКИДКА 5%
Бесплатная доставка в подарок при заказе 4 колес
Быстрая доставка
по москве и мо
8-499- 375 80 78
перезвоните мне
  • Aez Lascar

    8xR18 PCD 5x114,3 DIA 71,6 ET 40

    16 250 руб

  • Dotz Hanzo

    9xR18 PCD 5x112 DIA 70,1 ET 35

    14 100 руб

Статьи » Что такое аквапланирование шин

Что такое аквапланирование шин
В переводе с английского «aquaplaning» означает «водное планирование». Этот эффект возникает при вождении по мокрой трассе и представляет собой потенциальную опасность для участников дорожного движения.
Эффект аквапланирования

Суть процесса аквапланирования заключается в следующем. В тот момент, когда автомобиль на скорости въезжает в большую лужу, между дорогой и колесом возникает водная прослойка. Возникает эффект скольжения по поверхности воды. Шина теряет контакт с дорогой. Транспортное средство становится полностью неуправляемым. Водители, сталкивавшиеся с этим явлением, могут подтвердить, насколько опасной может быть подобная ситуация.



Не стоит путать аквапланирование с простым скольжением. Скольжение может возникнуть даже на не слишком мокрой трассе, для этого достаточно и небольшой водной плёнки на поверхности дороги. Оно может проявиться при резком торможении или повороте руля, так как вода снижает коэффициент трения и уменьшает степень сцепления резины с дорожным полотном. При аквапланировании же контакт колеса с трассой теряется полностью. Шина как бы всплывает на дорогой. Вода не успевает вытесняться из пятна контакта по специальным водоотводящим канавкам на протекторе, и автомобиль словно плывёт по поверхности лужи.

Механизм аквапланирования

В том случае, если автомобиль въехал в лужу на слишком большой скорости или если лужа чересчур глубока, вода просто не может достаточно быстро выйти из-под колеса. Особенно явным этот эффект становится при износе шин. На старой резине канавок, по которым отводится вода, становится меньше. Сами они теряют свою глубину. Следовательно, вода вытесняется из-под покрышки медленнее. Автомобиль с изношенной резиной может подвергнуться эффекту аквапланирования и потерять управляемость даже на не очень высокой скорости.

механизм аквапланирования

Если вы знаете, что ваша резина сильно изношена, на мокрой трассе обязательно сбросьте скорость!

Дело в том, что в работе шины при езде по мокрой дороге есть очень важный момент. Чем выше скорость автомобиля, тем меньше пятно контакта покрышки с трассой. Резина начинает «наползать» на водную плёнку, и часть нагрузки перераспределяется на поверхность воды. Вместо того, чтобы прижиматься к твёрдому дорожному полотну, колесо отрывается от него. С увеличением скорости наступает такой момент, когда шина полностью теряет сцепление с асфальтом.

Проведенные исследования показали зависимость между степенью износа покрышек и площадью пятна контакта. Опыт проводился на влажной трассе, покрытой водной плёнкой толщиной 2 мм. Если новые шины с глубиной протектора 8 мм на скорости 100 км/ч потеряли около 20% площади пятна контакта с трассой, то данная величина для изношенных покрышек с протектором глубиной 1 мм составила аж 90%! А это значит, что во втором случае даже при незначительном росте скорости или увеличении толщины водной плёнки аквапланирование попросту неизбежно!
Но даже если автомобиль на изношенных покрышках не потерял управление полностью, управлять им на мокрой трассе, особенно если требуется совершить экстренный маневр, очень проблематично. Вот почему водить машину в дождливую погоду следует предельно аккуратно, избегая резких поворотов, торможений и высоких скоростей.

Аквапланирование зимних шин

В случае с зимней резиной эффект аквапланирования выражен менее явно. Объясняется это иным рисунком протектора.

Но зимние шины должны справляться не только с водой. Им нужно выводить из пятна контакта снег и лёд, а это намного сложней. По сути, процессы аквапланирования в данном случае схожи с процессами, происходящими с летней резиной. Отличие только в том, что вытесняемая смесь более густая. Из-за этого протектор зимних покрышек делается более грубым, крупным и имеет более глубокие и широкие водоотводящие канавки.

Зимняя резина обычно более узкая, чем летняя, так как из-под менее широкой покрышки быстрее и проще выводится снежная каша. А это в положительную сторону влияет на сцепление колеса с дорогой.

Как влияет давление в шинах на риск аквапланирования?

На этот вопрос можно ответить с уверенностью: риск аквапланирования зависит от давления в шинах очень сильно. Чем ниже давление в покрышке, тем меньше пятно её контакта с трассой. А чем меньше пятно, тем выше возможность возникновения аквапланирующего эффекта.

Это доказывают исследования. На скорости 80 километров в час была замерена поверхность контакта шины с трассой, покрытой 5 мм слоем воды. Получившаяся площадь пятна контакта при нормальном давлении около 2 атм была взята за 100%. При снижении давления на 0,5 атм площадь сократилась вдвое, а при давлении 1 атм от первоначального пятна контакта осталась лишь четверть!

Причина такого явления кроется в том, что при недостаточно высоком давлении в покрышке шина становится мягче, и воде проще смять протектор, чем выйти через водоотводящие канавки. При этом резина деформируется, сами канавки сужаются, а это еще больше усугубляет ситуацию. К тому же, искажаются все расчеты и характеристики, заявленные компанией-изготовителем шины, поскольку все тестовые испытания резины проводятся при нормальном давлении в покрышках.


Как избежать эффекта аквапланирования?

Избежать риска аквапланирования полностью практически невозможно. Даже самые лучшие и современные покрышки могут на определенной скорости потерять контакт с трассой, когда автомобиль въезжает в глубокую лужу. Но свести вероятность такого эффекта к минимуму можно. Для этого нужно следовать определенным правилам:

Главным виновником эффекта аквапланирования является чрезмерно высокая скорость. При дождливой погоде следует ездить медленней, и чем сильнее дождь, тем ниже должна быть скорость передвижения.

При износе протектора более чем на 70% следует быть крайне аккуратными на мокрой трассе: риск аквапланирования изношенной резины очень велик!

Необходимо внимательнейшим образом следить за давлением в покрышках! Это поможет не только снизить риск аквапланирования. Давление играет большую роль в равномерном износе резины, в управляемости автомобиля, в комфортабельности и безопасности передвижения в целом.

Никогда не пытайтесь проехать крупную лужу на большой скорости! Это может привести к самым печальным последствиям. Ведь визуально невозможно точно определить, насколько лужа глубока. Кроме того, всегда есть опасность залить двигатель, даже при небольшой глубине водной плёнки, и ваш автомобиль может заглохнуть посреди дорожного мини-водоёма.

В дождливую погоду водить автомобиль нужно гораздо более аккуратно, и не только из-за опасности аквапланирования. Помните, что на влажной трассе значительно ухудшается сцепление с дорожным покрытием и сильно возрастает величина тормозного пути. Следует избегать высоких скоростей и резких маневров.

Следите за состоянием подвески. Изношенные амортизаторы повышают риски, связанные с аквапланированием.

Въехав на участок дороги с идеально гладкой поверхностью, не спешите жать на газ. Чем ровней покрытие дороги, тем меньше нужно воды, чтобы возник эффект аквапланирования. Звучит парадоксально, но это так.

Что делать при аквапланировании?

Понять, что вы аквапланируете, очень просто. Автомобиль внезапно перестаёт реагировать на повороты руля и никак не откликается на нажатие педали тормоза. Так что в таком случае делать?

Сначала стоит сказать о том, чего делать нельзя. Не вздумайте резко выворачивать руль в ту или иную сторону! Дело в том, что автомобиль может в любой момент обрести сразу все сцепление с дорогой, и если в этот момент колеса повернуты под крутым углом, вашу машину может очень резко бросить в сторону, а это чревато неприятностями!

Держите руль прямо, придерживайтесь того же курса, что и при въезде в лужу, и лишь после того, как автомобиль обрел сцепление с дорожным полотном, корректируйте траекторию движения. Иначе при возникновении контакта с дорогой машина может совершить неожиданный для вас и других участников дорожного движения манёвр.

При аквапланировании резкое нажатие на тормоз не поможет. Более того, оно может спровоцировать занос и разворот автомобиля. Замедляться нужно перед лужей, а не в ней.

Самое главное – сохраняйте спокойствие! Не нужно поддаваться панике. Попытайтесь контролировать ситуацию, и тогда ваши шансы на безболезненный выход из неприятной ситуации резко возрастут.

Удачи вам на трассе! Будьте аккуратны!

« назад